Перед каждой зимой миллионы водителей становится перед выбором: остаться в «клубе любителей летней резины» или все-таки прикупить комплект. Шипованные покрышки нравятся далеко не всем: много шума, забивается и стираются об асфальт. Есть альтернатива – липучка или фрикционная резина. О ее преимуществах, качествах и видам вы узнаете из этой статьи.
Описание фрикционных шин
Итак, что такое фрикционные шины?
С английского «friction» переводится как трение. В русском языке прижилось простонародное название «липучка».
Главное отличие от шипованной резины – отсутствие шипов. Но это не означает, что липучка демисезонная. Отсутствие шипов компенсируется рядом других качеств:
- Состав резины более мягкий. По ощущениям, она будто чуть спущенная и более вязкая. Это позволяет повысить трение даже со льдом.
- Особый протектор. Рисунок у липучки состоит из мелких поперечных канавок. Они «выплевывают» влагу из под контактного пятна, поэтому резина не скользит. Глубина протекторов также увеличена, поэтому можно ездить по сугробам.
К тому же фрикционные шины соответствуют экологическим требованиям ЕС.
В большей части Европы (кроме Финляндии и Норвегии) шипованная резина строго запрещена. Если соберетесь туда в отпуск на машине – пропустят только с липучкой.
Впрочем, какие-то шипы у покрышек есть. Если посмотреть под увеличением, то поверхность покрыта мелкими выступами. С помощью них и осуществляется эффект прилипания.
Плюсы и минусы фрикционных шин
Зимние фрикционные шины, как и все, имеет свои плюсы и минусы. Обязательно изучите его перед покупкой!
Преимущества
- Минимальный шум. Среднестатистические шипы «ревут» как турбина самолета, даже в автомобилях с хорошей звукоизоляцией. Липучка более тихая, даже при езде по голому асфальту.
- Эластичная резина. Она не дубеет, даже если за окном – 40. Особенно это касается моделей, выпущенных в скандинавской части Европы, где зимы суровы.
- Хорошо подходят для рыхлого снега. Они прилипают к поверхности и не «плывут».
- Осенью их можно надевать раньше. Как только температура приближается к нулю – сразу «переобувайтесь» в липучку. Она прекрасно адаптируется к температурам.
- Протектор самоочищающийся. Можно забыть про кучу камешков и окурков, забивающихся в шипованный протектор.
Недостатки
- Слабая устойчивость на укатанном снегу. Здесь действительно лучше справляются шипы. Но если не гнать, липучка не уступит.
- Хуже держит высокие температуры. На теплом асфальте начинает буквально плыть. Машина едет будто на пружинах, а микрошиповка намертво впивается с дорогу.
Для каких дорог подойдут фрикционные шины
Ряд автомобилистов заявляет, что: «липучка не подходит для российских дорог и зим!».
А вот и нет – финские и норвежские покрышки прекрасно адаптированы к критическим температурам, а некоторые проходят тест за полярным кругом.
Липучка отлично подойдет, если на улице:
- Снег. На снегу разницы нет в принципе. Здесь не решает глубина шипа – важна глубина протектора. Здесь фрикционные покрышки выигрывают.
- Вода. Из-за увеличенного количества канавок и их глубины, липучка лучше «впитывает» влагу и активно ее отводит. К тому же фрикционные покрышки сокращают тормозной путь.
- Лед. Ситуация неоднозначная, так как зависит от температуры окружающей среды. При -20 проигрывает липучка. Шипы пробивают толщу льда и двигаются увереннее. С другой стороны, когда температура падает ниже, корка упрочняется и проломить ее невозможно. Из-за малого контактно пятна, шиповка начинает «гулять во все стороны», когда липучка держится ровно.
Лучшие фрикционные зимние шины
О том, что это такое вы узнали, осталось только выбрать хорошие липучки.
Nokian Hakkapeliitta R2 SUV
Модель для внедорожников и кроссоверов от крутейшего «скандинава».
Nokian Hakkapeliitta R2 SUV – эталон липучек, которые можно покупать без опасений.
Плюсы:
- Мощное сцепление с мокрым снегом.
- Хорошее торможение.
- Низкий уровень шума.
- Ресурс – 50 тысяч километров.
Минусы:
- Цена.
- Подходят только для городской зимы.
Continental WinterContact TS 860S
Немецкие покрышки с технологией SSR. Она позволяет удерживать курс, даже если была проколота боковина.
Плюсы:
- Хорошее сцепление с любой дорогой.
- Ресурс – 45 тысяч километров.
- Самоочищающийся протектор.
Минусы:
- Хороши для мало снежных зим.
- Непонятно, как работает отдел качества «Континентал». Вместо крепкой боковины ставят «никакую» и добавляют технологи SSR.
Nokian Nordman RS2
Серия «Норманд» особенно популярна в Сибири из-за мощного сцепления со льдом и снегом. Модель хороша как для города, так и для деревни.
Плюсы:
- Ресурс – 45 тыс. км.
- Хорошая проходимость.
- Сохранение качеств даже при -50.
Минусы:
- Не подходят для мокрого асфальта: наблюдается аквапланирование и плохая поперечная устойчивость.
Toyo Observe Garit GIZ
Японская серия неплохих фрикционных шин. Больше подходят для южных регионов, так как больше направлены на влажные зимы.
Плюсы:
- Впитывают влагу как губка.
- Хорошо держат курс в воде.
- Отлично тормозят даже на мокром асфальте.
Минусы:
- Слабенькая боковина.
Michelin X-Ice Xi3
Напоследок – французский «Мишлен» с Z-образным протектором и кромкой-пилой.
В составе резины увеличено количество диоксида кремния, благодаря чему покрышки физически не могут скользить.
Плюсы:
- Отличная маневренность.
- Низкий уровень шума.
- Ресурс – 45 тыс/км.
Минус:
- Посредственное торможение на мокром асфальте.
Советы при эксплуатации липучек
- В целом, каких-либо особых рекомендаций нет. Единственное, что нужно соблюсти – обкатку липучки.
- Первые 200 км происходит заточка протектора под направление движения. Важно, чтобы срез был правильным, поэтому резкие торможения или рывки противопоказаны.
- Затем, когда будете повторно ставить липучку, обратите внимание на линию заточки. Она должна смотреть в том же направлении, что и в первый раз.