Открываем автошколу

Д12.jpg

Автомобили заполонили улицы наших городов. Миллионы россиян уже сегодня имеют свой автомобиль, миллионы приобретут свою первую машину в ближайшие годы. Количество людей с водительскими правами в нашей стране неуклонно растет, и тенденция такова, что в будущем, вероятно, почти всё взрослое население будет уметь водить машину. Таким образом, спрос на услуги автошкол не просто высок, но и увеличивается с каждым годом.

Чтобы стать владельцем собственной автошколы, нужно либо организовать ее с нуля, либо здесь купить готовый бизнес. В первом случае можно обойтись минимальными стартовыми инвестициями, однако придется проявить большой организаторский талант. Покупка действующей автошколы влетит вам в копеечку, но зато сэкономит много времени и нервов, которые непременно придется потратить на «решение вопросов» с чиновниками и на организацию всей внутренней структуры заведения.

Хотя в последние годы уровень конкуренции среди автомобильных школ заметно вырос, найти свою нишу на данном рынке не составляет труда. Хотя большинство подобных организаций как две капли воды похожи одна на другую и работают по одной и той же безликой схеме, есть и по-настоящему интересные проекты, чей опыт непременно стоит изучать. Самый простой пример специализированной автошколы – это женская автошкола. В таком заведении весь учебный процесс адаптирован под женскую психологию. Другой пример – автошкола для VIP-водителей, в которой очень обеспеченных людей за очень приличные деньги обучают управлять очень дорогими лимузинами и спорткарами. Кроме того, можно организовать автошколу экстремального и контраварийного вождения.  В общем, найти способ выделиться из общей массы не так уж и трудно, главное найти в себе желание.

Что касается непосредственно процесса создания автошколы, то самым сложным этапом, безусловно, будет получение всех государственных разрешений, согласований и лицензий. Причем очень желательно, чтобы к моменту начала беготни по чиновничьим кабинетам у вас уже было и помещение, и персонал.

В качестве помещения для автошколы, как правило, арендуются аудитории в школах и вузах. Там уже есть и парты, и доски, и само помещение имеет все разрешения от пожарных и СЭС. А поскольку занятия в автошколах проходят либо рано утром, либо вечером, найти свободное помещение в учебном заведении не проблема. Впрочем, некоторые предприниматели намеренно обзаводятся собственным помещением, чтобы сэкономить на аренде.

По требованиям ГИБДД, в учебных классах автошкол необходимы наглядные пособия, стоимость которых тоже следует учитывать, когда создается бизнес-план по открытию данного заведения.

Автошкола – один из тех видов бизнеса, где персонал решает всё. Большинство людей выбирают место для обучения вождению по совету друзей и знакомых. Соответственно, если вы хотите, чтобы люди приходили обучаться именно к вам, следует уделить максимум внимания подбору персонала. Из расчета на стандартную группу в 30 человек вам потребуется один преподаватель теории, а также три инструктора по вождению. Крайне важно, чтобы эти люди умели находить общий язык с учащимися. Лектор не должен вгонять в тоску, его материал должен быть интересен, понятен и полезен. То же самое касается и инструкторов. Они должны находить подход к каждому студенту. Крайне важно не допустить, чтобы в штате оказался человек, который грубит студентам. Также во многих автошколах инструкторы грешат тем, что опаздывают на занятия или заканчивают их раньше положенного, снижая таким образом реальное количество учебных часов.

Помимо обучающего персонала вам также понадобится как минимум один механик, который будет заниматься обслуживанием служебных машин, администратор для общения с потенциальными клиентами, и директор, который будет собственно управлять всей школой.

В вопросах формирования автопарка школы существует два основных подхода, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Наем инструкторов с личным авто позволяет сэкономить, как на покупке автомобилей (что немаловажно), так и на их обслуживании, поскольку сам владелец и обслуживает свою машину. Но в этом случае всегда существует риск, что инструктор будет слишком жалеть свою машину и вместо езды по городу, занятия будут состоять из теоретических бесед с учеником, что не есть хорошо. Кроме того инструктор со своей машиной может уволиться, а заменить его будет не просто. Если же машины покупать, то издержки заметно повышаются, но вместе с тем повышается и качество обучения, что положительно сказывается на имидже автошколы.

Автопарк, будь то личные машины инструкторов, или принадлежащие школе, должен быть по возможности разнообразным. Конечно, большинство учеников согласятся обучаться на любой «стандартной» машине, но в каждой группе непременно найдутся те, кому подавай авто только с передним/задним приводом, только джип/седан/универсал и т.д.