Современным концепт-карам нередко достается – и поделом – за то, что в отличие от прежних подобных конструкций они перестали служить полигоном для обкатки серьезных идей, за которыми будущее автомобилестроения.
И впрямь, глядя на концепты последнего времени, начинаешь сомневаться в рассудке людей, их построивших. Задумываться о практической целесообразности нынешних концептуальных автомобилей не советую — ее просто нет. А потому, попугав пару-тройку лет своим так называемым, футуристическим дизайном рядовых посетителей автомобильных выставок, эти машины навсегда исчезают, не оставив в истории сколь-нибудь заметного следа.
Ford U, представленный на Детройтском автосалоне на фоне таких «безумных» концептов выглядит поистине белой вороной. Под нарочито грубоватой формой, выбранной стилистами Ford для этой модели, скрываются целые пласты конструкторских, технологических и даже социальных идей, разрабатывая которые инженеры американской компании надеются ответить на многие ключевые вопросы, стоящие перед автомобильной индустрией всего мира.
ЭКСТЕРЬЕР – НЕ ГЛАВНОЕ
Можно ли считать модель U дизайнерской удачей? Нелепо думать, что эта машина способна выполнять как роль рабочей лошадки, так и автомобиля для выезда в свет: хотя нечто подобное и утверждают стилисты Ford. Тем не менее Ford U должен понравиться самым разным водителям. Внешность модели U вполне дружелюбна, и это немаловажно, если учесть, что речь идет о симбиозе джипа и пикапа.
Дизайнеры, конечно, не удержались от реверанса в сторону модной нынче тенденции обособлять отдельные элементы автомобиля в независимые системы. Однако дальше нескольких резких граней-выштамповок, которые, к слову, усиливая структурную прочность кузова, несут и практические функции, а также способов отделки наружных поверхностей кузова, из-за чего блестящим боковинам противопоставляются матовые двери, дело не пошло.
Ну а мягкий складной верх, как и убирающаяся с помощью электропривода внутрь пола задняя часть автомобиля, – это уже не дизайн, а дань функциональности Ford U, который в зависимости от желания водителя может из закрытого джипа превращаться в кабриолет или пикап.
Главное у модели U, однако, не экстерьер, а то, каким образом дизайнеры Ford распорядились с организацией внутреннего пространства автомобиля. Очень может быть, что благодаря их стараниям автомобильная практика обогатится новым термином – слот. Вообще говоря, в переводе с английского slot означает
«паз, канавка». Так вот, по версии Ford, теперь слот – это разъем-держатель, связанный с электрической сетью автомобиля. У Ford U слоты не встроены разве что в крышу, так ведь она полотняная.
К слотам подсоединяются самые различные аксессуары, благодаря чему можно полностью изменять конфигурацию интерьера. Так, если передний пассажир не желает лицезреть перед собой перчаточный ящик, следует вытащить «бардачок» и поместить его в багажник или оставить в гараже, а к имеющемуся по месту «бардачка» слоту подключить, например, дисплей видеосистемы.
Таким же образом можно поступить с приборной панелью, если вас, разумеется, не устраивают аналоговые приборы и требуется их цифровой вариант. Даже селектор коробки передач получил свободу «гулять» по салону, а водитель — возможность поместить его в любой, расположенный под рукой слот.
РАСТИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Важная особенность Ford U заключается в широком использовании при изготовлении этого концепт-кара растительного сырья. Идея понятна – все материалы на автомобилях будущего должны бесконечно применяться повторно или быть легко утилизируемыми.
Даже если они и попадут в неиспользуемые больше отходы, то эти отходы обязаны быстро растворяться в природной среде, не нанося ей вреда.
Основной конструкционный материал кузова Ford U – алюминий, однако все панели передка автомобиля выполнены из композитного материала на основе природного волокна. Полотняные материалы отделки и ткань крыши сделаны на основе экологического полиэстера. Он может разлагаться при утилизации на базовые элементы, затем вновь перерабатываться в волокна, при этом повторная переработка не потеряет в качестве по сравнению с первичным продуктом. Такой же полиэстер используется для сидений, рулевого колеса, приборной панели, подголовников, деталей отделки дверей.
Кроме этого, для изготовления ткани крыши и для ковриков в салоне применяется биополимер, вырабатываемый из кукурузы. По потребительским качествам «кукурузные» материалы оказались не хуже синтетики, изготавливаемой из нефти. Не обошлось и без любимой американцами сои. Компоненты на ее основе используются при производстве наполнителей для сидений, а также материалов для отделки задних дверей.