Уже давно считается, что настоящий внедорожник доложен быть только рамным внедорожником. Очень часто производители отказываются от этого принципа, и тогда страдает стабильность транспортного средства. А ведь для внедорожника это важнейшее качество, практически определяющее его умения и возможности.
Изначально все автомобили строились с не-несущим кузовом. Он сооружается на раме или, как ее еще называют, шасси. В качестве рамы используют различные конструкционные формы, как рама лестничной конструкции (типична сегодня для внедорожников и грузовиков) или трубчатая рама. Рама забирает на себя всю нагрузку, которая возникает во время движения.
Кузов рамных автомобилей обладает повышенной жесткостью и неподвижностью. А она, в свою очередь, необходима, чтобы удерживать на незначительном уровне эластические деформации на стыках составляющих частей автомобиля и избегать потрескивающих хрипов, исходящих от ходовой части, что, согласитесь, невероятно актуально для внедорожника.
Поэтому только при рамной конструкции возможны маленькие зазоры между деталями. Кроме того, жесткость кузова имеет прямое влияние на ходовые качества автомобиля, особенно на плохих дорогах или в экстремальных ситуациях. Чтобы противостоять колебательным импульсам, исходящим от мотора и всего ходового механизма (которые у внедорожников особо высоки по причине обычно достаточно мощного мотора, рассчитанного на трудные дорожные ситуации), обычно производиться настройка частоты собственных колебаний самого кузова.
Итак, лестничная рама считается несущим элементом в машиностроении. Два лонжерона и несколько поперечин придают внедорожнику нужную стабильность. Но почему же была выбрана именно такая форма рамы? Лестничная рама понижает уровень центра тяжести и уменьшает площадь поперечного сечения внедорожника. Можно смело утверждать, что до Первой Мировой Войны такая рама была золотым правилом автомобилестроения. С 70-х годов она крепиться на внедорожники и грузовые автомобили.
Но в последнее время будущее рамных внедорожников начинает выглядеть не особо радужно. Они уже давно уступили место автомобилям с несущим кузовом, с рамой из закрытых профилей. Для этого есть много причин. Среди них следует назвать, в первую очередь, прогресс в обработке листового металла и всевозрастающие требования уменьшения общего веса транспортных средств. При несущем кузове обшивка, усиления, профили неразъёмно соединяются между собой посредством различных техник стыковки – приклеивания, точечной сварки, лазерной сварки, паяния.
Структура всех этих соединений и берет на себя всю несущую функцию. Не существует деления на части конструкции, рассчитанные только на кручение/изгибание, или только на силу тяги; все части действуют статически и все вместе берут на себя входящие силы. Именно поэтому несущий кузов стал воплощением легкого и, внимание, дешевого метода строительства, и с 50-х годов закрепился, как стандарт для машиностроения, все больше и больше вытесняя рамные автомобили.
Не последнее место в такой потере позиций занимает и безопасность движения на дорогах. После проведения краш-тестов оказалось, что если сталкивать 2 автомобиля одинаковых размеров, причем один из них – это классический рамный внедорожник или кроссовер, то другой автомобиль всегда страдает больше по причине более легкого веса, так как принимает на себя большую часть энергии удара.
Этот эффект еще больше усиливается если на внедорожнике стоят шины со специализированным профилем если у него особо высокий клиренс. Учитывая все эти тенденции, нетрудно догадаться, почему производители потихоньку сворачивают изготовление моделей внедорожников с рамной конструкцией, хотя отлично понимают, что это самое лучшее решение для такого рода транспортных средств, но стремление к дешевизне и мода на «худенькие» модели делают свое.
Но, прочитав все это, не стоит отчаиваться, ведь до сих пор существует ряд внедорожников, выпускаемых исключительно с рамной конструкцией.