Сегодня автомобилисты всё чаще отдают предпочтение «автоматике». Незначительные минусы такой коробки (ограничения в эксплуатации и повышенный расход топлива) никак не влияют на её популярность. Она всё равно остаётся практичнее и комфортнее для езды. Но чтобы механизм работал как часы, важно следить за его состоянием, своевременно менять масло, проводить профилактические осмотры. В противном случае поломок не избежать.
Автомобилисты согласятся, что самым уязвимым местом АКПП являются фрикционы. Эта «ахиллесова пята» доставляет немало проблем и может нести за собой серьёзные последствия. Как определяется неисправность и причины выхода их строя, мы разберём детально далее.
Вычисляем поломку
Чтобы понять, что проблема во фрикционных дисках, не обязательно ехать на СТО или быть опытным автомехаником. Достаточно обратить внимание на работу АКПП и провести несколько простейших манипуляций. Сигналами о плохом функционировании фрикционов считаются:
- Изменения свойств и уровня масла. Первое, что необходимо сделать, заподозрив неисправность, взглянуть на уровень смазочной жидкости и понюхать её. Если цвет стал более тёмным и появился жжёный аромат, это свидетельствует об отклонениях. Когда масло не достаёт до минимальной отметки на щупе или контрольной пробке в картере коробки, пора всерьёз задуматься о визите в автомастерскую.
- Сложность переключения передач (затруднённое передвижение рычага, проскальзывание), особенно в режим заднего хода.
- Езда на нейтралке (если в положении N машина движется, как при включённой скорости, вам наверняка нужно сменить фрикционные диски – скорее всего, они просто приварились к дискам вращающихся валов).
- Металлический шум на холостых оборотах.
- Потрескивание, щелчки, лёгкие удары во время смены передач (первые признаки износа).
Совет. После того как вам самостоятельно удалось выяснить, что фрикционы работают не так, как должны (либо вовсе не работают), продолжать самодеятельность не стоит. Их ремонт требует специального оборудования, подъёмника и, главное, профессиональных навыков. В некоторых случаях возникает необходимость заменить весь комплект фрикционных дисков АКПП, иногда же достаточно лишь одного.
Копаем глубже: определяем причины неисправностей
Зная, что приводит к ускоренному износу или «сгоранию» фрикционов, намного проще предотвратить их повреждение. Эксперты сошлись во мнении, что самыми частыми виновниками возникновения неисправности этой комплектующей являются:
- грязный ГСМ. В среднем замена масла должна производиться после 60 тысяч километров пробега. Затем смазка снижает свои характеристики (до 50%). В результате она становится очень грязной, забивается фильтр. Жидкость не поступает в нужном количестве в масляный насос и в гидрофильтр. Со снижением давления фрикционные диски всё чаще пробуксовывают и попросту «горят». Отсюда и запах, и тёмный цвет. Поэтому, даже если ваша АКПП принадлежит к числу необслуживаемых коробок, не стоит пренебрегать своевременной заменой смазочного материала;
- низкий уровень масла. Недостаток ГСМ приводит к ситуации, аналогичной описанной в предыдущем пункте;
- грязный масляный фильтр. Он не даёт возможности обеспечивать смазке необходимое давление. Результат – диски проскальзывают и сгорают;
- забитый радиатор. Плохой ГСМ не позволяет нормально циркулировать жидкости, поэтому она постоянно находится в рабочей зоне. Под воздействием высоких температур становится густой и разрушает коробку изнутри;
- вкрапления воды. При её попадании в масло фрикционы попросту распадаются, поскольку выполнены из прессованной бумаги. Такое случается редко, чаще всего – у машин-утопленников;
- неисправность клапанов гидроблока, соленоидов, гидравлического поршня, масляного насоса. Эти детали отвечают за плотное прижимание дисков, и при их поломке, нарушается комплексное функционирование механизма;
- агрессивная езда, резкий старт и ускорение, продолжительная пробуксовка;
- банальный износ. Да, к сожалению, ничто не вечно.
Подводя итоги, несложно заметить, что основной причиной неисправности в большинстве случаев становится масло. Его нужно периодически менять полностью, вне зависимости от стиля езды, специфики коробки и пробега. И делать процедуру надо правильно! Сегодня это единственный и самый действенный способ уберечь фрикционные диски и сохранить стабильность в работе АКПП.