Автомобильные аккумуляторы

Автомобильные аккумуляторы GEL и AGM являются «одноклассниками». Они относятся к классу свинцово-кислотных батарей. К тому же классу относятся и обычные автомобильные аккумуляторы. Конструктивно, все три типа аккумуляторов, идентичны.

В прочном пластиковом корпусе, способном обеспечить необходимый уровень герметизации, находятся свинцовые электроды-пластины, погруженные в электролит (кислотную среду). Результатом химических реакций между электролитом и электродами является вырабатывание электрического тока. Внешнее электрическое напряжение, поданное на клеммы аккумулятора, запускает обратный химический процесс и аккумулятор заряжается.

В настоящей статье речь пойдет об отличительных чертах каждой из трех типов аккумуляторных батарей.

Обычные кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи

В обычные автомобильные аккумуляторы заливается водно-кислотный раствор. Благодаря герметичному корпусу, жидкость не расплескивается, а набор специальных клапанов обеспечивает сброс избыточного давления газа, который образуется в ходе химической реакции. Газы, которые сложно назвать полезными, выводятся прямо в воздух. Такое протекание химической реакции неминуемо свойства электролита. Каждому автолюбителю известно, что одним из обязательных действий при техническом обслуживании автомобиля является контроль плотности электролита. Если плотность падает, ниже допустимого уровня — в аккумулятор доливают дистиллированную воду. Такие манипуляции приходится производить через каждые 15-20 тысяч пробега автомобиля.

Батареи этого типа не рекомендуется полностью разряжать. Работа в режиме глубокой разрядки пагубно влияет на характеристики аккумулятора.

AGM аккумуляторы

Принципиальным отличием аккумуляторов, изготовленных по технологии AGM (Absorptive Glass Mat), заключается в том, что в пространстве между свинцовыми пластинами находится микропористый материал — сепаратор, основу которого составляет стекловолокно. Сепаратор впитывает электролит, не давая ему растекаться. Но главная ценность сепаратора в том, что в его порах скапливается газ, образующийся в результате химической реакции. Он не улетучивается, как в обычных батареях, а принимает непосредственное участие в процессе зарядки аккумулятора, превращаясь, под действие внешнего электрического напряжения, в электролит. Этот процесс получил название рекомбинации газов. Таким образом, в результате рекомбинации, в корпусе аккумулятора остается ничтожно малое количество свободного газа и электролит не теряет свои свойства на протяжении длительного времени. Батареи AGM не требуют специального технического обслуживания.

Но главным преимуществом AGM-аккумуляторов является их способность работать в режиме глубокой разрядки. После зарядки, рабочая емкость восстанавливается почти полностью. Современный AGM-аккумулятор выдерживает не менее 600 циклов глубокой перезарядки.

GEL-аккумуляторы

Характеристики аккумуляторов этого типа еще лучше, чем у AGM-аккумуляторов. Особенность этой технологии заключается в том, что пространство между электродами, в рабочей камере аккумулятора, заполнено желеобразной массой (в электролит добавляется двуокись кремния (SiO2)). Такие аккумуляторы способны перенести более 1000 циклов глубокой перезарядки, и менее чувствительны к плохим параметрам тока перезарядки.

Единственным недостатком таких аккумуляторов является их высокая стоимость.