Подключение динамиков к усилителю

.

Подключение динамиков к усилителю

В общем начнем с мифов.

1) Двухобмоточный саб НИЧЕМ не лучше однообмоточного! Он просто удобнее в комутации и не более того. При равных условиях аналогичный саб с одной обмоткой аналогичного импеданса будет работать лучше.

2) На акустике указывается не сопротивление, а ИМПЕДАНС. Импеданс складывается из активного сопротивления который определяется самой катушкой, и реактивным сопротивлением возникающим при работе динамика. Так вот то, что указано на акустике это та величина, ниже которой импеданс не упадет. То есть, если померить сопротивление динамика прибором, то цифра окажется меньше указанной (например для дина с импедансом 4 ом сопротивление составит 3.6-3.7 Ом) А на работающем 4х омном динамике импеданс может взлетать в зависимости от частоты вдвое, а то и втрое. Эти полеты будут зависеть от 100500 факторов среди которых оформление дина, настройка порта и даже открытые окна салона. Именно по этому большая глупость утверждать что ваш усь полностью вываливает заявленную мощу в динамик. Возможно в вашем случае он не отдает и половину своей реальной мощности и при этом клиппует.

3) Если указанно что усилитель должен работать на 4 ом то именно столько ему и надо не больше не меньше? Это не так! Эта заявка усилителя говорит о том что МЕНЬШЕ этого импеданса не стоит цеплять на усь, потому как это его перегрузит. Больше цепляйте сколько влезет. Чем больше сопротивление, тем усилителю легче работать, тем он меньше нагреется, тем он меньше мощности отдаст и тем раньше заклиппует. Соответственно, чем меньше импеданса мы повесим на усь, тем больше мощности он попытается отдать (не факт что отдаст. Все будет зависеть от блока питания усилка), тем он сильнее нагреется и тем естественно больше питания захочет.

Совет: следуйте рекомендации производителя, особенно если ваш опыт работы с автозвуком мал.

Теперь чуток вспомним физику.

Двухобмоточный саб обладает 2мя обмотками со своими 2мя парами выводов каждая. По схемам подключения двухобмоточный саб аналогичен просто 2м сабам с одной катушкой в каждом (не путать двухобмоточный саб не будет работать как 2 однокатушечных. В нем, грубо говоря, одна катушка просто разделена на 2 и никаких особых приемуществ сабу это разделение не дает с точки зрения звука).

Двухобмоточный саб как и пару однокатушечных можно подключить 3мя способами. Последовательно, параллельно и при использовании двухканального усилителя поканально.

Учителя по физике нам в школе всем рассказывали что при последовательном соединении потребителей их сопротивление СУММИРУЕТСЯ. Для двоешников: последовательное соединение динамиков будет выглядеть так:

Подключение динамиков к усилителю

Если мы возьмем 2 саба по 4 ом или двухобмоточный саб с обмотками 4+4 то при последовательном соединении мы в обоих случаях получим 8 Ом.

Если мы саналогичные сабы соединяем параллельно

Подключение динамиков к усилителю

В этом случае мы делим сопротивление 1 из сабов на их количество. То есть, в нашем случае мы получим 2 ом. Эта формула годится ТОЛЬКО для соединения любого количества динамиков параллельно с одинаковым импедансом. Для разных динамиков соединенных вместе, импеданс можно посчитать легко отыскав формулу в интернете. Поскольку соединение разных динамиков в общую нагрузку это колхоз и толково такая система петь не будет я не буду забивать голову всем такими вещами.

Ну и третий способ это поканальное подключение.

Подключение динамиков к усилителю

Такое подключение будет иметь место, если мы имеет 2х канальный усь на саб, который мостом работает только на 4 ом и саб с обмотками 4+4. Его мы можем подключить либо в 8 Ом либо в 2 Ом, что в первом случае будет не эффективно, во втором опасно. Тогда мы вешаем каждую обмотку на свой канал. Очень важно на вход усилителя в таком режиме повесить Y коннектор, чтоб сигнал на оба канала шел одинаковый. Не синхронная работа катушек может убить саб.

Если в качестве сабвуферного усилителя у вас моноблок то он содержит всего 1 усилитель даже если клемм для динамиков у него 2 пары. Эти 2 пары просто напросто соединены внутри и организованы для более удобной коммутации проводов. Моноблок поканально подключить невозможно, да и нафиг не надо! Он ведь работает с низкоомом.

Если сабов больше двух или работает несколько двухобмоточных сабов то тут главное чтоб их соединение делало их равными нагрузками иначе они будут петь по разному. При этом вполне можно комбинировать способы включения обмоток и сабов. К примеру, соединить обмотки последовательно в сабы с этими обмотками параллельно. Вот несколько вариантов соединения двухобмоточных сабов.

Подключение динамиков к усилителю

Стоит отметить важнейший нюанс. При соединении двухобмоточного саба очень важно соблюдать полярности обмоток. Если ошибиться с подключением, то обмотки будут работать встречно. То есть, в то время, как одна будет стремиться тащить диффузор вверх вторая обмотка будет пытаться тащить его вниз, что естественно приведет к гибели саба.

Чтоб этого избежать стоит на первом запуске саба не наваливать громкость на всю, а запустить сначала потихоньку. Если саб при этом начнет издавать непонятны звуки и бубнение вместо звука, значит вы напороли косяков включив обмотки встречно. Тушите аппаратуру и проверяйте все. При включении двух однообмоточных сабов все не так страшно, но проверить тоже стоит. При не верном соединении сабы просто будут телепаться качая воздух друг из друга без особой громкости.

Ну и напоследок хотелось бы отметить нюанс при подключении фронтальных и тыловых усилков в бюджетных системах.

Человек имеющий магнитолу с 4мя динамиками фронта и тыла озадачившись их усилением топает в магазин за 4х канальным усилком (динамика то 4). Но, если открыть инструкции к железу (которые можно легко найти в инете), можно увидеть что большинство акустики в авто имеет импеданс 4 ом, а усилители почти все спокойно держат нагрузку в 2 ом на канал. Это значит что соединив попарно по 2 динамика, мы спокойно можем получив импеданс в 2 Ом качать их двухканальным усилком и 4 канала тут совсем не обязательно.

Подключение динамиков к усилителю

Аналогичная ситуация если мы имеем фронт тыл и саб. В этом случае вполне можно обойтись 4х канальным усилителем. На первую пару его каналов мы попарно повесим фронт и тыл, а второй парой каналов соединив их в мост качнем саб.

Главное в таком раскладе обеспечить усилитель хорошим питанием и вентиляцией потому как он будет работать уже на пределе расчетных возможностей.

Единственный минус такого включения отсутствие возможности регулировать баланс громкостей между фронтом и тылом. С этим придется смириться.

Подключение динамиков к усилителю


Открывание авто