Что такое фрикционные шины: виды, модели и советы по эксплуатации

Перед каждой зимой миллионы водителей становится перед выбором: остаться в «клубе любителей летней резины» или все-таки прикупить комплект. Шипованные покрышки нравятся далеко не всем: много шума, забивается и стираются об асфальт. Есть альтернатива – липучка или фрикционная резина. О ее преимуществах, качествах и видам вы узнаете из этой статьи.

Описание фрикционных шин

Итак, что такое фрикционные шины?

С английского «friction» переводится как трение. В русском языке прижилось простонародное название «липучка».

Главное отличие от шипованной резины – отсутствие шипов. Но это не означает, что липучка демисезонная. Отсутствие шипов компенсируется рядом других качеств:

  1. Состав резины более мягкий. По ощущениям, она будто чуть спущенная и более вязкая. Это позволяет повысить трение даже со льдом.
  2. Особый протектор. Рисунок у липучки состоит из мелких поперечных канавок. Они «выплевывают» влагу из под контактного пятна, поэтому резина не скользит. Глубина протекторов также увеличена, поэтому можно ездить по сугробам.

К тому же фрикционные шины соответствуют экологическим требованиям ЕС.

В большей части Европы (кроме Финляндии и Норвегии) шипованная резина строго запрещена. Если соберетесь туда в отпуск на машине – пропустят только с липучкой.

Впрочем, какие-то шипы у покрышек есть. Если посмотреть под увеличением, то поверхность покрыта мелкими выступами. С помощью них и осуществляется эффект прилипания.

Плюсы и минусы фрикционных шин

Зимние фрикционные шины, как и все, имеет свои плюсы и минусы. Обязательно изучите его перед покупкой!

Преимущества

  1. Минимальный шум. Среднестатистические шипы «ревут» как турбина самолета, даже в автомобилях с хорошей звукоизоляцией. Липучка более тихая, даже при езде по голому асфальту.
  2. Эластичная резина. Она не дубеет, даже если за окном – 40. Особенно это касается моделей, выпущенных в скандинавской части Европы, где зимы суровы.
  3. Хорошо подходят для рыхлого снега. Они прилипают к поверхности и не «плывут».
  4. Осенью их можно надевать раньше. Как только температура приближается к нулю – сразу «переобувайтесь» в липучку. Она прекрасно адаптируется к температурам.
  5. Протектор самоочищающийся. Можно забыть про кучу камешков и окурков, забивающихся в шипованный протектор.

Недостатки

  1. Слабая устойчивость на укатанном снегу. Здесь действительно лучше справляются шипы. Но если не гнать, липучка не уступит.
  2. Хуже держит высокие температуры. На теплом асфальте начинает буквально плыть. Машина едет будто на пружинах, а микрошиповка намертво впивается с дорогу.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Ряд автомобилистов заявляет, что: «липучка не подходит для российских дорог и зим!».

А вот и нет – финские и норвежские покрышки прекрасно адаптированы к критическим температурам, а некоторые проходят тест за полярным кругом.

Липучка отлично подойдет, если на улице:

  1. Снег. На снегу разницы нет в принципе. Здесь не решает глубина шипа – важна глубина протектора. Здесь фрикционные покрышки выигрывают.
  2. Вода. Из-за увеличенного количества канавок и их глубины, липучка лучше «впитывает» влагу и активно ее отводит. К тому же фрикционные покрышки сокращают тормозной путь.
  3. Лед. Ситуация неоднозначная, так как зависит от температуры окружающей среды. При -20 проигрывает липучка. Шипы пробивают толщу льда и двигаются увереннее. С другой стороны, когда температура падает ниже, корка упрочняется и проломить ее невозможно. Из-за малого контактно пятна, шиповка начинает «гулять во все стороны», когда липучка держится ровно.

Лучшие фрикционные зимние шины

О том, что это такое вы узнали, осталось только выбрать хорошие липучки.

Nokian Hakkapeliitta R2 SUV

Модель для внедорожников и кроссоверов от крутейшего «скандинава».

Nokian Hakkapeliitta R2 SUV – эталон липучек, которые можно покупать без опасений.

Плюсы:

  1. Мощное сцепление с мокрым снегом.
  2. Хорошее торможение.
  3. Низкий уровень шума.
  4. Ресурс – 50 тысяч километров.

Минусы:

  1. Цена.
  2. Подходят только для городской зимы.

Continental WinterContact TS 860S

Немецкие покрышки с технологией SSR. Она позволяет удерживать курс, даже если была проколота боковина.

Плюсы:

  1. Хорошее сцепление с любой дорогой.
  2. Ресурс – 45 тысяч километров.
  3. Самоочищающийся протектор.

Минусы:

  1. Хороши для мало снежных зим.
  2. Непонятно, как работает отдел качества «Континентал». Вместо крепкой боковины ставят «никакую» и добавляют технологи SSR.

Nokian Nordman RS2

Серия «Норманд» особенно популярна в Сибири из-за мощного сцепления со льдом и снегом. Модель хороша как для города, так и для деревни.

Плюсы:

  1. Ресурс – 45 тыс. км.
  2. Хорошая проходимость.
  3. Сохранение качеств даже при -50.

Минусы:

  1. Не подходят для мокрого асфальта: наблюдается аквапланирование и плохая поперечная устойчивость.

Toyo Observe Garit GIZ

Японская серия неплохих фрикционных шин. Больше подходят для южных регионов, так как больше направлены на влажные зимы.

Плюсы:

  1. Впитывают влагу как губка.
  2. Хорошо держат курс в воде.
  3. Отлично тормозят даже на мокром асфальте.

Минусы:

  1. Слабенькая боковина.

Michelin X-Ice Xi3

Напоследок – французский «Мишлен» с Z-образным протектором и кромкой-пилой.

В составе резины увеличено количество диоксида кремния, благодаря чему покрышки физически не могут скользить.

Плюсы:

  1. Отличная маневренность.
  2. Низкий уровень шума.
  3. Ресурс – 45 тыс/км.

Минус:

  1. Посредственное торможение на мокром асфальте.

Советы при эксплуатации липучек

  1. В целом, каких-либо особых рекомендаций нет. Единственное, что нужно соблюсти – обкатку липучки.
  2. Первые 200 км происходит заточка протектора под направление движения. Важно, чтобы срез был правильным, поэтому резкие торможения или рывки противопоказаны.
  3. Затем, когда будете повторно ставить липучку, обратите внимание на линию заточки. Она должна смотреть в том же направлении, что и в первый раз.