Что самое важное в автозвуке

Что самое важное в автозвуке

Многим, кто делает, свои первые шаги в аудио, кажется, что самая важная характеристика системы — это воспроизводить, как можно более широкий диапазон частот с наименьшей неравномерностью. Под этим понимается воспроизведение полного диапазона от самых низов — бас, до самых верхних частот. Создается впечатление, что если аппаратура способна воспроизводить все слышимые частоты, то звучать она будет идеально. Возникает, такое суждение из-за того, что до этого приходилось слушать системы с явным недостатком воспроизводимых частот. Вот если и бас и высокие, тогда — счастье! Нет звучание системы состоит не только из достоверной передачи тембров (читай большая ширина и малая неравномерность), но и многих других факторов.

Поэтому сегодняшний рассказ будет о характеристиках звука и их влиянии на конкретный результат.

Ширина диапазона воспроизводимых частот и ее неравномерность

Ширина — дает возможность услышать как можно больший диапазон частот. То есть, чем он шире, тем глубже бас и более высокочастотные звуки вы способны услышать через воспроизводимую аппаратуру. Из исследований ученых мы знаем, что слух человека способен воспринимать полосу частот от 20 Гц до 20000 Гц. Логично предположить, что аппаратура способная воспроизвести его будет звучать идеально. Не все так просто.

Конечным звеном любой аппаратуры являются акустические системы. А вот для них ширина частотного диапазона является очень критичной характеристикой. Очень малое количество акустики способно перекрыть весь слышимый диапазон. Но даже если предположить, что в нашем распоряжении есть такая, на первый план выходит другая характеристика.

Неравномерность этого диапазона

Проще говоря разная громкость воспроизведения различных частот. Чем она меньше, тем лучше. Но во первых, что таких акустических систем, способных идеально равномерно воспроизводить все частоты, нет. Во вторых если неравномерность не очень сильная и спад — нарастание достаточно плавные (особенно на краях диапазона), для нашего слуха это не является критичным.

Наш слух довольно быстро адаптируется под эту неравномерность и мы, перестаем ее замечать. Поэтому я являюсь противником быстрого переключения с одного компонента на другой при прослушивания аппаратуры.

В этом случае ваш слух не успевает адаптироваться под конкретное звучание. И вы услышите лишь разницу звучания компонентов. То есть так — здесь чуть звонче, здесь поглуше и побасовитей. Естественно выбрав более ярко звучащий компонент, вы не узнаете главного. Как же он воспроизводит музыку. Так что же влияет на это еще?

Атака звука

Что это такое? Это возможность аппаратуры максимально быстро и с нужной амплитудой реагировать на изменение уровня и частоты сигнала записанном на диске. Она влияет на резкость удара бочки, рывка струны, правильной передачи звука духовых инструментов. Если она нарушена, звук становится более прилизанным, гладким и вялым.

Обратной характеристикой передачи атаки звука, является возможность аппаратуры передать затухание сигнала. Звук любого инструмента прекращается не сразу. Тарелка после удара, струна после касания, бочка после удара еще некоторое время издают звук, меняющийся по интенсивности и частоте. Нарушение этой характеристики ведет к неправильному восприятию звука инструментов. Он становится либо более размазанный, либо, что встречается чаще — упрощенный.

Динамика

Это возможность аппаратуры адекватно передавать разницу в звучании тихих и громких звуков. При нарушении динамики звук становится однообразным, монотонным, сдавленным.

Микродинамика

Способность аппаратуры воспроизводить отдельные, иногда малозначительные изменения громкости. Очень важная характеристика. Дающая возможность услышать малейшие нюансы в звучании каждого инструмента.

Способность воспроизведения обертонов

Думаю не каждый из вас задумывался, что тембр любого инструмента это не только основная частота. Звук любого инструмента сложен по своей структуре. Помимо основного тона ему присуще другие, свойственные только ему тона.

Меньшие по амплитуде и отличные от основного тона по частоте. Такие тона называют — обертона. Именно по ним мы безошибочно отличаем звук настоящей гитары от синтезатора. И если аппаратура плохо справляется с передачей обертонов, то звук гитары лишается, звука деки, фортепиано вибраций корпуса. Все инструменты становятся упрощенными и усредненными.

Ощущение объема и виртуальная привязка инструментов в пространстве

При записи любого диска создатели закладывают определенные виртуальный образ пространства. Иногда это чистейшая студия, иногда камерный зал, большой стадион, бесконечный космос. И каждому инструменту в этом пространстве отведено свое место. Что же дает возможность услышать нам это через аппаратуру? Если она обладает отличной идентичностью характеристик правого и левого каналов. Мы услышим привязку инструментов к конкретному месту.

Низкий уровень шума и возможность воспроизводить сигналы очень малого уровня, создадут иллюзию пространства.

Как видите, характеристик звучания аппаратуры очень много. Я затронул далеко не все. Но даже после прочитанного, вам наверное стало ясно, что эти характеристики не описаны не в технических характеристиках не на коробке.

Поэтому единственно верный способ выбрать аппаратуру — это прослушивание.

Научив себя раскладывать все по полочкам, вы сможете оценивать аппаратуру с помощью слуха. Слушайте в первую очередь не «частоты», а музыкальные инструменты, записанные на носителях, соотношение их громкости, групп инструментов. В конечном итоге не из «бумс» и «дзинь» состоит музыка.

Для этого нужны тренировки. Начните со своих дисков, своей аппаратуры. Потом слушайте диски на другой, пятой, десятой аппаратуре. Дегустируйте звук. Делайте это постоянно. Учитесь слушать и слышать МУЗЫКУ. И вы сможете открыть для себя новые грани удовольствия. Удовольствия под названием Hi-Fi.